Запах крови, на вкус, как металл,
Холодный и терпкий, вокруг обтекал,
Пленял тени разума, блеклые блики,
Туша всех пациентов отчаянья крики.
__________________________________
Множество пройденных больниц для душевнобольных, далеко не одна тюрьма схожего назначения, собственные пациенты, работа с которыми шла долгие годы. Йенс за свою длительную практику имел возможность работать с самыми разными людьми. Как правило, ум их был бледен, неловок, а все мысли излишне прозаичны. Это расстраивало его, как истинного ученого в душе, который всегда жаждал испробовать новые методы, изучить поведение в той или иной ситуации разума, отличного от иных, серых и обыденных копий воспитания и давления общества.
К чему было просто убивать свою жену за измену? В этом разве было какое-то правосудие, урок, что-то, несущее смысл? Разумеется, нет. Многие убийцы мнили себя гениями, безумцами, которых не понял мир. Психотерапевт же видел лишь сломанные игрушки, которые интересовали его примерно так же, как выбор между пастой: путанеска или карбонара. Однако это была его работа, изучать, выносить вердикт, проверять и, лично для себя, искать экземпляр, подходящий для настоящего внимания.
Последний из тех, с кем ему пришлось работать, убил всю свою семью. Зачем, казалось бы? Врачи в голос твердили – это был приступ необоснованного безумия. Жена и подросток-сын, конечно же, никогда не замечали никаких намеков на подобное поведение, потому легко поворачивались к своему будущему убийце спиной. Подобные описания нагоняли тоску и вызывали желание как-то исправить столь незавидное, скучное положение. Вопросы, которые задают все психотерапевты, всего лишь должны поменять некоторые формулировки и направления.
«-Быть может, вас что-то подтолкнуло на действия?», - рядовой вопрос, который, заданный не тому пациенту, неминуемо вызовет реакцию в больном мозге, повернет необходимые рычаги, «-О чем вы думали на днях до своего поступка?». Контроль и внимание легко позволят заметить, как искажается и без того разрушенное сознание, как мысли обретают краски более приятные, любопытные, наконец-то, для изучения. Вот теперь, после убийства охранника, можно было действительно начать эксперимент до первой поломки, которая, к большой грусти Йенса, случилась как всегда слишком рано. Ничто так не расстраивает лечащего врача, как слом его пациента. Это всегда было слишком прозаично.
Еще только приехав с братом, Чарльзом, в Англию, он уже предполагал, что Лондон даст ему больше любопытных плодов для изучения. У него могло появиться разнообразие хоть отчасти, которое бы, несомненно, улучшило его повседневную практику. Но пока предположения сбывались лишь призрачно, самый интересный за последнее время пациент умер при совершенно загадочных обстоятельствах, да еще и лишился ноги. Это было крайне трагично, но бокал хорошего вина за ужином вполне смог скрасить небольшую печаль мужчины.
Новый пациент, который грозил интересом куда большим, появился буквально через несколько дней после рядового случая с убийцей-семьянином. Люди, облаченные в подобие деловой униформы, предложили, по зову некоего Дэвида, как представился мужчина в своем письме, отправиться в одно крайне заполненное необычными людьми место. Как буквально выражался начальник данного заведения на бумаге «в Ад на земле». Разве мог он, младший Магнуссен, отказаться от столь заманчивого путешествия в саму Преисподнюю, где при этом не надо было платить за переправу?
Кругов Ада, конечно, в данном заведении не обнаружилось. Хотя система охраны, разделенная по секторам, с учетом того, что остров определенно был приближен по форме к эллипсу, - в общем-то, это могло напомнить известные круги по Данте. В роли поэта Вергилия, очевидно, выступали приглашенные врачи, потому как общаться с заблудшими больными вряд ли было по силам кому-то еще.
Его ждало несколько довольно обширных бесед с местным начальством, в которых слово «опасно» фигурировало столь часто, что внутри Йенса загорелся огонек интереса к пациенту, которого ему предлагали. Дистанционное общение, без возможности личной встречи, разумеется, немного омрачало эффект от предстоящей работы, но психотерапевт был уверен, что всего пара сеансов и он сможет убедить любого в этой импровизированной тюрьме, что его подопечному крайне необходимы личные встречи для наиболее плодотворной работы.
-Прошу прощения, но если вы снова заговорите о предыдущем психотерапевте, я решу, что вам тоже нужно пройти курс, -мужчина кратко и легко улыбается, но все же с легкой холодностью, которую не замечает сидящий перед ним человек. Тот наоборот теряет прежнюю напряженность и выплескивает ее через смех, прежде чем согласно кивнуть и проводить Магнуссена к динамикам и камерам. И тут его взору предстает девушка, которая, после краткого объяснения причины смена своего врача, проявила любопытную ироничность и взялась за скрипку. Достойный случай, вызывающий интерес с первых минут. Это интриговало, наконец-то работа под стать наработанным навыкам и методикам.
-Теперь я буду вашим психотерапевтом. Меня зовут Йенс Магнуссен, -его голос звучит ровно, спокойно, так, как стоило говорить с человеком в вежливом, приличном обществе. Где-нибудь, предположим, на выставке картин. Дэвид смотрит на него с сомнением, но подчиняясь явно необъяснимому расписанию или указанию, позволяет врачу с пациентом хоть отчасти уединиться.
-Это, вероятно, собственное сочинение? –годы практики показывали, что ничто так не открывает любопытные объекты изучения, как развернутые разговоры. Обсуждение, идущее не от психотерапевта, а от его подопечного, всегда идет лучше. И лучше поддается изучению, -Что вы можете сказать о музыке, Эвр? –и нет ничего лучше, чем доверительные отношения в процессе лечения. Разумеется. И сообщать брату о визите в данное место ни к чему, он везде умудрится сунуть свой нос и помешать. Йенсу было слишком интересно уже сейчас, чтобы поделиться.
Новая пациентка проявляла себя в высшей степени не так, как могли бы привыкнуть многие врачи. В психиатрии не так много видов пометок. Ситуация могла быть, как правило, лишь двух видов: наблюдаемый человек идет на контакт или не идет. В случае с Эвр Холмс, как очень угрожающе произнес ее имя Дэвид, оной было просто все равно. Она не испытывала никакого желания контактировать и взаимодействовать с человеком, звучащим из динамиков, но при этом не испытывала и протеста. Ей было скорее... скучно? У него была лишь возможность предположить, но данная мысль подкреплялась абсолютно скучающим видом и лишь тенью почти угрожающей усмешки. Интерес продолжал распаляться, подобно юному молодому костру, в который кто-то уверенно и нагло подбрасывал новый хворост.
«-Так звучал доктор Тейлор,» -звучит ему в ответ через какое-то время, а взгляд до этого вовсе безразличной ко всему женщины падает на одну из камер, и у Магнуссена появляется возможность вглядеться в его выражение, на краткий миг отразившее нечто, пожалуй, излишне далекое от сочувствия, о котором шла речь. Любопытно. Он сам не может сдержать ухмылки, которая замирает в уголках губ натянутой нитью. Он словно ощущает звучание музыки на вкус, когда первые из нот, спокойных и размеренных, доносятся до слуха. Такой интересный экземпляр следовало изучить ближе, слабое изображение мешало цепляться за внешние проявления, тонкие смены банальных инстинктивных жестов. Никто не может от них избавиться полностью, даже крайне гениальный человек, заведомо названный психопатом. Множество подписанных бумаг и очень долгий разговор с местным начальством по крайней мере все выставил именно так. А у Йенса начали появляться некоторые иные мысли на этот счет.
Тихо встав из-за стола с оборудованием, мужчина легко поправил манжеты и, взяв приготовленный для новой терапии журнал, отправился прямиком в кабинет Дэвида. Нужно было лишь убедить его в необходимости более близкого контакта. Как бы не был человек уверен в том, что он верно выполняет свою работу, всегда найдется место, на которое можно надавить так, чтобы получить желаемое. Главное выбрать для этого нужный момент в беседе и обратить внимание на характер отдельного индивидуума.
-Прошу прощения, -голос высказывает тень уважения, безразличного и официального, но этого хватает, чтобы его пригласили внутрь кабинета, а не оставили в дверях, -Эвр Холмс очень сложный пациент, -психотерапевт уверенно подходит к столу, не сводя внимательного, прямого взгляда со своего собеседника. Тот смотрит упрямо и вне зависимости от просьбы явно не собирается уступать. Пока не собирается.
-Мне нужно попасть к ней в камеру. Моя специальность предполагает работу с людьми, в которой есть более близкий контакт и возможность различать внешние показатели. С помощью камер я едва ли могу заметить, что вызывает у нее скрытые эмоции, которая она не показывает вам намеренно, -в какой-то момент речи он начинает мерно, но тихо, постукивать пальцем по крышке лакированного стола, следя за ритмом секундной стрелки, попадая в такт. Все средства хороши, если они приносят желаемый результат, обещающий долгосрочный эффект. Даже если это психологические уловки.
Спустя некоторое время диалога и массу ненужных препирательств и уточнений, врач, оснащенный внимательным надзором охраны, все же смог добраться до необходимого места. Невзрачные стены, двери, после которых преградой оказывается простое и банальное стекло. Подобно какой-то излишне романтизированной банке. На мгновение невольно даже возникает желание найти архитектора данного места и побеседовать уже с ним об отклонениях и взглядах на жизнь.
Скрипачка стоит к нему спиной, не оборачиваясь играет. Мелодия спокойная и ровная, напоминающая мерное течение вод, толкающих айсберги в Северном Ледовитом океане. Ассоциации, рождающиеся в голове, однако, не отражаются на лице ничем, кроме заинтересованной вежливой улыбки, на которую уже спустя мгновения, повернувшаяся женщина, словно не обращает внимание.
-Как вы переносите звучание человека в игру? -сеанс начался, беседа обещала быть как минимум увлекательной.